Приветствую Вас, Гость

Порядок обжалования нормативно-правовых актов и решений

Согласно Гражданскому процессуальному Кодексу Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138 - ФЗ утвержден порядок обжалования  нормативно правовых актов:

Гражданско процессуальный Кодекс Российской Федерации

14 ноября 2002 года №138-ФЗ

Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ

Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов

1.Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным вустановленном порядке нормативным правовым актом органа государственнойвласти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаютсяих права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации,законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор впределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением опризнании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

2.С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащимзакону полностью или в части в суд вправе обратиться ПрезидентРоссийской Федерации, Правительство Российской Федерации,законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации,высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местногосамоуправления, глава муниципального образования, считающие, чтопринятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовымактом нарушена их компетенция.

3.Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящейглавой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверкаконституционности которых отнесена к исключительной компетенцииКонституционного Суда Российской Федерации.

4.Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются поподсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. Врайонный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовыхактов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявлениеподается в районный суд по месту нахождения органа государственнойвласти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшихнормативный правовой акт.

5.Заявление об оспаривании нормативного правового акта должносоответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящегоКодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органагосударственной власти, органа местного самоуправления или должностноголица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о егонаименовании и дате принятия; указание, какие права и свободыгражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или егочастью.

6.К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщаетсякопия оспариваемого нормативного правового акта или его части суказанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этотакт.

7.Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд неприостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

8.Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее взаконную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемогонормативного правового акта органа государственной власти, органаместного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указаннымв заявлении.

Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

1.Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативныхправовых актов, орган государственной власти, орган местногосамоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативныеправовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.

2.Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматриваетсясудом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - втечение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся всуд с заявлением, представителя органа государственной власти, органаместного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемыйнормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельствдела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо иззаинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 128-ФЗ)

3.Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет засобой прекращение производства по делу. Признание требования органомгосударственной власти, органом местного самоуправления или должностнымлицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суданеобязательно.

Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

1.Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречитфедеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющимбольшую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворениисоответствующего заявления.

2.Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его частьпротиворечит федеральному закону либо другому нормативному правовомуакту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативныйправовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятияили иного указанного судом времени.

3.Решение суда о признании нормативного правового акта или его частинедействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотреннымстатьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этогонормативного правового акта или его части, а также других нормативныхправовых актов, основанных на признанном недействующим нормативномправовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение судаили сообщение о решении после вступления его в законную силупубликуется в печатном издании, в котором был официально опубликованнормативный правовой акт. В случае, если данное печатное изданиепрекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется вдругом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовыеакты соответствующего органа государственной власти, органа местногосамоуправления или должностного лица.

4.Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим неможет быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия)органа государственной власти, органа местного самоуправления,должностного лица, государственного или муниципального служащего

1.Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин,организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий впорядке подчиненности орган государственной власти, орган местногосамоуправления, к должностному лицу, государственному илимуниципальному служащему.

2.Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд поместу его жительства или по месту нахождения органа государственнойвласти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственного или муниципального служащего, решение, действие(бездействие) которых оспариваются.

Отказв разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, чтозаявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну,оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом,областном суде, суде города федерального значения, суде автономнойобласти, суде автономного округа по месту принятия решения обоставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

3.Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие(бездействие) органа военного управления или командира (начальника)воинской части, подается в военный суд.

4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Статья255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных илимуниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданскогосудопроизводства

Крешениям, действиям (бездействию) органов государственной власти,органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных илимуниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданскогосудопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения идействия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд

1.Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцевсо дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2.Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не являетсядля суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропускасрока выясняются в предварительном судебном заседании или судебномзаседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворениизаявления.

Статья257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия(бездействия) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного и муниципальногослужащего

1.Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а ВерховнымСудом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участиемгражданина, руководителя или представителя органа государственнойвласти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственного или муниципального служащего, решения, действия(бездействие) которых оспариваются.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 128-ФЗ)

2.Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первойнастоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и местесудебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Статья 258. Решение суда и его реализация

1.Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанностисоответствующего органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свободгражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав исвобод.

2.Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения законаруководителю органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальномуслужащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либов вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу,государственному или муниципальному служащему в течение трех дней содня вступления решения суда в законную силу.

3.В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда непозднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решениеисполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящегоКодекса.

4.Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.